День с «Навител» или как делают карты для навигации

Материал я решил сделать в виде краткого фотообзора с небольшими комментариями и, конечно же, общими впечатлениями от посещения «Навител». Суть приглашения компании заключалась в желании показать, как в «Навител Навигатор» создают карты для своей навигационной программы и поддерживают их актуальность, а также рассказать о некоторых особенностях работы компании. Итак:




Обычно автомобили вроде Mitsubishi Pajero Sport компания использует для областей и глубинки, где понятие бездорожья очень живо, а в крупных городах работают малолитражки.

В «Навител» есть несколько десятков экипажей геодезических команд, часть из них работает по Москве и области и базируется при этом в московском офисе, а часть проверяют маршруты по всей России и, соответственно, расположены в разных городах по России. В каждой команде два человека: водитель и фиксирующий точки, отмечающий детали карты и местности человек. Процесс выглядит следующим образом: командой составляется маршрут, после чего на старте маршрута ловится устойчивый GPS-сигнал и начинается собственно работа. Поездка по маршруту ведется весь световой день, пока можно собирать данные и фиксировать детали местности, в дождливые дни по понятным причинам данные также не собираются. В процессе ведения по маршруту экипаж отмечает все магазины, почтовые отделения и все остальное, если это город. В процессе поездки также фиксируются все дорожные знаки и особенности местности.


Водительское место и три фронтальных камеры для постоянной видеозаписи.



Информация с камер выводится на экран, здесь же отображается уровень приема сигнала GPS и общее время записи на текущем маршруте.

Вообще-то, геодезические экипажи стараются зафиксировать все важные данные уже в ходе поездки по маршруту, но все же все маршруты также записываются на три фронтальных и одну камеру заднего вида, чтобы затем попасть в следующий отдел (картографии) для дальнейшей обработки и сверки данных, полученных от геодезического экипажа с данными видеозаписи. Понятно, что эти записи не обрабатываются в реальном времени, их собирают в архив и методично обрабатывают изо дня в день. К слову, летом геодезические экипажи работают наиболее активно, а вот зимой, когда световой день короткий, данных собирается меньше, на этот период времени и приходится основная доля обработки полученных в другое время видеоданных.

Внешняя антенна для лучшего приема GPS-сигнала на текущем маршруте.


Камера заднего вида и три фронтальных камеры ведут постоянную видеозапись в ходе маршрута.

Главный вопрос: для чего все это делается и зачем компании столько экипажей (общее число сотрудников геодезической службы и отдела картографии составляет около 150 человек)? В информации об используемых картах «Навител» указывает данные Роскартографии, на деле все выглядит так: компания покупает у Роскартографии и некоторых других источников карты, для того чтобы составлять общие планы, в частности, делать обзорные карты, которые могут пригодиться в том случае, если подробная карта для того или иного региона, города компанией еще не подготовлена.

А геодезические экипажи ведут ежедневный сбор данных о точках POI и, что гораздо важнее, запись треков маршрутов, которые затем ложатся в основу уточненных карт. То есть поверх обзорной карты накладывается сетка из огромного числа треков пройденных маршрутов и таким образом собирается детальная карта города или области. Понятно, что обновления от геодезических экипажей попадают в карты не сразу, но сам процесс максимального уточнения для карт каждого города вызывает уважение. Ведь, по сути, такой подход гарантирует, что карты как минимум российских городов от «Навител» максимально точные среди конкурентов, которые аналогичные методы для уточнения картографических данных, насколько мне известно, не применяют.

Еще один забавный момент - рассказ о том, как компания собирала данные для нанесения на карты дворовых проездов (они должны войти в состав программы в ближайшее время). Если коротко, то весь процесс для Москвы был проведен силами студентов, приглашенных компанией отрабатывать летнюю практику, которые ходили и фиксировали для детальной карты все дворовые проезды и особенности движения по ним, возможности и невозможности выезда или въезда и т.д.

Данные, полученные геодезическим экипажем, проставляются на карте и еще раз сверяются с видеозаписью этого маршрута.

Беседы с сотрудниками в офисе дают пищу для размышлений. Скажу откровенно: было очень приятно видеть людей с горящими глазами, которые с таким жаром рассказывают о своей работе, о том, что уже сделано и что находится в процессе работы. Причем в этом не было ни капли показного.

В частности, Фоменок Илья Васильевич, директор по развитию ЗАО "ЦНТ", с которым мы говорили около двух часов (а точнее слушали большую часть времени), рассказал о некоторых аспектах работы компании. В ближайших планах - завершение работы над полной картой России (середина 2010 года) с детальными картами всех городов и областей, далее компания смещает акцент на карты для Украины и Белоруссии, их будут прорабатывать так же, как сейчас это происходит для карты России. Из актуального могу отметить заверение о том, что в ближайшее время появятся рабочие версии программы «Навител Навигатор» под Android (уже тестируется нами) и под Apple iPhone.

Главный рабочий инструмент геодезического экипажа после автомобиля - конечно, это ноутбук.

Также в компании рассказали о том, что планы по работе с производителями Windows Mobile-устройств развиваются полным ходом, и большинство WM-коммуникаторов в России, в которых есть GPS, будут продаваться именно с «Навител Навигатор». Объяснили, как работает функция отображения пробок: данные получаются от пользователей, которые согласились на их передачу и обладают устройством с такой возможностью. Тем самым компания смогла обеспечить поддержку отображения данных о пробках на всех своих картах, в любом городе и на любой дороге, главное, чтобы по ней ехал пользователь, способный эти данные отправлять (скажем прямо, пока таких пользователей не то чтобы много, но вполне вероятно, что с популяризацией «Навитела» и пользователей станет больше).

Но главное, что я хочу отметить, - это, конечно, процесс доводки карт, а именно работа геодезических экипажей и отделов картографии, которые полученные данные обрабатывают и добавляют к существующим картам. Два этих отдела, на мой взгляд, - сильнейшая сторона «Навител» перед конкурентами. Плюс тот факт, что компания сама разрабатывает ПО и создает карту, по логике, гарантирует стабильную и быструю работу карт в программе навигации, ведь нет никаких проблем совместимости. В ближайшее время мы протестируем версию «Навител Навигатор» для Android и напишем ее обзор, чтобы проверить, насколько правдоподобны полученные от одного дня в «Навител» впечатления.